Генератор ваз 2114 теряет напряжение. Напряжение в бортовой сети

Генератор ваз 2114 теряет напряжение. Напряжение в бортовой сети

Генератор ваз 2114 теряет напряжение. Напряжение в бортовой сети

Ездил я особо проблем не знал, но как сказал один мужик в сервисе, с этими машинами в среднем каждые два месяца, что-то происходит, что-то выходит из строя.
Утром собираюсь ехать на работу, как обычно завожу, включаю туманки, и вижу в отражении забора у которого припаркован был, что правая туманка лихорадочно мерцает, как страбоскоп (стоит ксенон). Так как опыт небольшой уже в этом есть, сделал вывод, что нехватает питания, пощелкал на приборке вольтметр и обалдел, проседало до 10 вольт при включении поворотников особенно почему-то. У меня там лампочки немного не стандартные, т.к. поворотники белые сзади, вкорячил туда желтые лампы, возможно из-за них. В общем пришлось ехать на аккуме до работы. Начитавшись разных форумов, решил приобрести трехуровневый регулятор напряжения.

Трехуровневый регулятор напряжения устанавливается непосредственно на борт автомобиля, а щеточный узел или панель (в зависимости от модификации) - в генератор. Переключение уровней регулируемого напряжения производится встроенным в регулятор трехпозиционным тумблером в зависимости от следующих условий: Уровень «минимум» - 13,6 Вольта для эксплуатации автомобиля при температурах воздуха свыше +20 ºС, затяжных подъемах и др.; Уровень «норма» - 14,2 Вольта для эксплуатации автомобилей в температурном режиме 0 ºС - +20 ºС; Уровень «максимум» - 14,7 Вольта для эксплуатации автомобилей при отрицательных температурах воздуха; при включении многочисленных дополнительных потребителей тока; после долговременной стоянки; после значительной разрядки аккумулятора, вызванной подключением устройств (магнитола, телевизор, холодильник и др.) при неработающем двигателе. Применение трехуровневых регуляторов напряжения позволяет решить проблемы зарядки аккумулятора и продлить срок его службы. Штатный, встроенный в генератор, регулятор напряжения, хотя и обладает отрицательной термокомпенсацией, т. е. при понижении температуры воздуха увеличивает, а при повышении температуры уменьшает регулируемое напряжение, но на деле он не в состоянии отслеживать температуру воздуха вне генератора, т. к. температура воздуха внутри генератора быстро достигает больших значений, иногда превышая +100 ºС. Кроме того включение дополнительных нагрузок (обогревателей стекол, фар, печки и др.) приводит к разряду аккумулятора даже при работающем двигателе с исправным штатным регулятором напряжения. Все эти проблемы решаются установкой трехуровневых регуляторов напряжения. Десятки тысяч трехуровневых регуляторов напряжения уже эксплуатируются на различных автомобилях и доказали свою эффективность и надежность. На эти изделия распространяется фирменная гарантия «Энергомаш» - 2 года с момента продажи. Трехуровневые регуляторы снабжены персональной фирменной упаковкой и подробной инструкцией. Монтаж трехуровневого регулятора выполняется быстро и не требует каких-то специальных знаний и приспособлений.

Для сравнения старый РН. Щетки там заметно были сточены, хотя как оказалось, как запасной он еще сгодится.


Замена РН не дало никакого результата, поэтому так же был куплен диодный мост.
Замена моста однако тоже не привела к желаемому результату)) В общем пошевелил почистил все контакты, перекинул на клемме аккума минус в другое отверстие и на мое удивление это помогло. Наконец все заработало, как и должно работать. Фотографировать старый мост не стал, так как было лень, да и забыл) Темнеет сейчас рано, гаража у меня нет, старался сделать все побыстрее. Если кому интересно в предыдущей записи о музыке, есть видео, где видно напряжение до замены РН, на трехуровневый (там порядка 13в было). Сейчас же картина куда приятнее.
Посмотрим на сколько хватит данной приблуды.

Любая неисправность автомашины — серьезное испытание для водителя любой квалификации. И если падает напряжение бортовой сети ВАЗ 2141, то это одно из их многочисленного числа. Проблемы с электрикой еще осложнены и необходимостью обладать специфическими знаниями в этой области.
Сложность подобного дефекта в его многозадачности. Функциональная зависимость многих узлов автомобиля ВАЗ 2114 не позволяет сразу назвать лишь одну единственную причину. Низкое или нестабильное напряжение бортовой сети может быть вызвано как выходом из строя узлов генератора, так и дефектами аккумуляторной батареи (АКБ). Возможен и обрыв приводного ремня или, по крайней мере, ослабление его натяжения.

Разобраться во всех хитросплетениях подобного дефекта и предназначена эта статья.

В чём может быть причина

На современных машинах имеется 2-а источника электроэнергии. Это, прежде всего, генератор автомобиля и его непременный спутник (инициатор его трудовых подвигов) – аккумулятор. Работая в паре – они представляют собой автоматическую электростанцию в миниатюре. Такая станция питает энергией всех потребителей автомашины.

Могут ли они работать самостоятельно? Могут, но с ограниченными возможностями:

  • генератор (модель 94.3701) – до первого выключения мотора, после запуска от постороннего источника;
  • АКБ – примерно в течение часа. Без мощных потребителей;
  • можно и полностью без этого дуэта – на эвакуаторе;
  • а вот с неисправностями они работать не должны. Точнее могут, но с непредсказуемыми последствиями. Это будет уже рулетка со всевозможными случайностями, которые являются, как гласит основной закон автомеханика, непознанной закономерностью.

Работа такой энергоустановки стабильна и выдаёт «на гора» порядка 14 В. При подключении полной нагрузки не может падать больше чем на 1 В. В противном случае будет необходимо разбираться с причинами отклонений от нормы:

  • оборван приводной ремень и крутящий момент от двигателя не передаётся. Работа двигателя осуществляется от АКБ, которая постепенно разряжается с падением напряжения до крайне низких значений и остановки двигателя;
  • ослабло его натяжение — показатели бортовой сети нестабильны. Последствия аналогичные, вплоть до остановки авто;
  • неисправное состояние выпрямительного блока (скобы, подковы).
  • происходит уменьшение подаваемой энергии или полное её отсутствие. Последствия те же самые, с возможным выходом из строя всего электрооборудования машины;
  • не работает регулятор (таблетка, шоколадка) напряжения (модель 611.3702-14);
  • как высокое, так и низкое напряжение, которое значительно отличается от оптимального;
  • сам регулятор ремонту не подлежит – подлежит замене на аналогичную модель;
  • возможна замена или зачистка щёток;
  • из-за перетяжки приводного ремня нередки случаи выхода из строя переднего подшипникового узла;
  • слышен посторонний гул;
  • короткое замыкание в обмотках статора или ротора;
  • замена всей электроустановки.

Если работоспособность аккумуляторной батареи не вызывает сомнений, а бортовой компьютер выдаёт информацию об отсутствии зарядки АКБ и при изменении нагрузки падают показатели сети, значит настало время провести диагностику состояния электроустановки автомобиля.

Устранение проблем своими руками


Диагностику автомобилей модели ВАЗ 2114 лучше начать с наиболее доступных и простых причин возможных проблем. Необходимо отрегулировать натяжение ремня привода, убедиться в исправном состоянии его щёточного механизма (включая общее состояние держателя). Подтянуть крепления силовых проводов. Заботы же по демонтажу всего узла и его ревизию провести после того, как все предыдущие варианты результатов не дали.

Как и в предыдущем случае, начинать необходимо от простого случая к сложному:

  • проверка состояния регулятора;
  • ещё раз убедиться, в наличии менее 14,6 В на холодном моторе;
  • выключить двигатель, отсоединить клеммы АКБ;
  • отсоединить всю электропроводку от ремонтируемого агрегата;
  • снять пластиковую защиту электроконтактного узла;
  • снять колодку проводов и открутить 2-а крепёжных винта;
  • снять регулятор;
  • убедиться в хорошем состоянии щёток и щёткодержателя, в противном случае – заменить;
  • с помощью аккумулятора, лампочки на 12 В. и 2-х пальчиковых батареек проверить работоспособность «таблетки». Подавая поочерёдно 12 В и затем 15 В убедиться, что лампочка на щётках горит;
  • в противном случае – заменить «таблетку» аналогичной моделью;
  • проверка и замена диодного моста (подковы), с этой целью генератор с автомобиля лучше снять;
  • отвернуть накидным или торцевым ключом 3-и крепёжные гайки и 2-е гаки крепления дистанционных втулок;
  • отсоединить питающие провода (пайка) и снять «подкову»;
  • в таком состоянии можно выполнить проверку на пригодность всех 6- и силовых и 3-х дополнительных диодов, при наличии мультиметра и определённых навыках электрика;
  • неисправные диоды заменить или приобрести новый узел целиком;
  • одновременно можно проверить на пробой и обмотки самого генератора;
  • его замена без снятия защиты;
  • подобрать нужный инструмент — различные ключи размером 13 мм. и 10 мм, торцовые головки размером 13,17 и 19 с трещоткой, рычаг (монтировку);
  • отсоединить АКБ;
  • ослабить излишнее натяжение ремня привода снять его, вместе с узлом регулировки;
  • снять провод подключения АКБ;
  • головкой на «13» открутить оба болта крепления регулировочного кронштейна к блоку автомобиля, один из них длиннее другого;
  • после этого, разворачивая генератор по ходу часовой стрелки, можно будет снять его ось крепления к кронштейну;
  • следует не упустить возможность проверить состояние переднего подшипникового узла;


Сняв, таким образом, электроустановку можно заняться решением всех как механических, так и электрических проблем, связанных с работоспособностью этого узла. Однако следует предположить, что если замена «таблетки» и регулировка натяжного ремня — операции вполне доступные для рядового автолюбителя, то манипуляции всё же лучше делать в специализированных автосервисах.

Почему падает напряжение в бортовой сети ВАЗ-2114? По той же самой причине, что и в любом автомобиле с батарейной системой электрооборудования. Генератор не выдает (или выдает недостаточный) ток для зарядки батареи аккумуляторов и питания потребителей. Причин отказа генератора может быть несколько:

  1. Механические неисправности.
  2. Неисправности электрической схемы.
  3. Неисправность регулятора напряжения.
  4. Неисправность электропроводки.

В свою очередь, каждый пункт списка включает в себя не одну причину, по которой может быть низкое напряжение в сети.

Механические проблемы

  1. Заклинены или разрушились подшипники генератора.
  2. Оборвался или чрезмерно растянулся (износился) ремень.
  3. Разрушился кронштейн крепления или натяжитель ремня.

Любая из этих неисправностей устраняется также механически. Подшипники поменять в дороге вряд ли получится, а вот оборванный ремень можно заменить связанными кольцом женскими колготками. Они же или кусок проволоки могут выручить в случае поломки кронштейна или натяжителя ремня, выполняя функцию растяжки.


Неполадки электрической схемы

Эти неполадки много сложнее механических, так как невооруженным глазом обнаружить их не получится, если только провод или клемма не отгорели на видном месте. Здесь понадобятся приборы. Да и пространство поиска поломок гораздо шире, и количество их больше. Вот наиболее вероятные:

  1. Нет подачи тока на обмотку возбуждения.
  2. Поломка щеточного узла.
  3. Нарушение геометрии токосъемных колец.
  4. Неисправность обмотки возбуждения.
  5. Обрыв или замыкание в обмотке статора.
  6. Пробой диодного моста.


Разберем их по порядку. Почему может не подаваться ток возбуждения в обмотку?

  1. Перегорел предохранитель.
  2. Оборван или замкнут на массу провод от предохранителя к генератору.

Неисправность щеточного узла проявляется в износе или разрушении щеток.

На многих современных генераторах щеточный узел несет на себе функции регулятора напряжения, поскольку на нем смонтирован электронный вентиль.

Кольца на роторе генератора очень часто являются причиной отсутствия «зарядки» или низкого напряжения в бортовой сети. Даже небольшая выработка на них при быстром вращении ротора не позволяет щеткам плотно прилегать к поверхности колец. В результате возрастает переходное сопротивление между щеткой и кольцом и, соответственно, уменьшается ток возбуждения. Канавки на кольцах, проточенные щетками, устраняют шлифованием на токарном станке мелкой наждачной бумагой.


Исправность обмотки возбуждения выражается в отсутствии замыканий и обрывов. Часто обрыв происходит в местах пайки провода обмотки с контактными кольцами. Устраняется неисправность аккуратной пайкой дефектного места. Важно следить, чтобы припой не затек на поверхность кольца.

Обмотка статора довольно редко выходит из строя, но все же бывает и такое. Проверить можно тестером на разобранном генераторе.

И наконец, диодный мост. Генераторы современных автомобилей вырабатывают 3-фазный переменный ток, а все потребители питаются постоянным током. Поэтому в генераторе смонтирован выпрямитель тока, состоящий из 6 диодов, по 2 на каждую фазу.

Диодный мост (выпрямитель) преобразует переменный ток в пульсирующий постоянный, конденсатор, подключенный к выходной клемме, сглаживает пульсацию, регулятор поддерживает уровень выходного напряжения в заданных пределах - так вырабатывается постоянный ток в генераторе автомобиля для зарядки батареи и питания потребителей.

В заключение хотелось бы дать рекомендацию тем, кто желает свести к минимуму вероятность возникновения подобных неисправностей в дороге: регулярно (каждые 15 - 20 тыс. км пробега) проводите диагностику генератора вашего автомобиля. Тем самым вы избежите многих неприятностей, связанных с падением напряжения в бортовой сети ВАЗ-2114.




Самое обсуждаемое
Каком уровне модели osi работает Каком уровне модели osi работает
Тестирование системной платы Тестирование системной платы
Узнаем, что можно сделать из старого бесперебойника от компьютера Использование бесперебойника Узнаем, что можно сделать из старого бесперебойника от компьютера Использование бесперебойника


top